суббота, 28 ноября 2015 г.

Программа по философии для заочного отделения

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль 1. Что такое философия. Онтология
Тема 1.1. Философия. Круг ее проблем и роль в обществе
Понятие мировоззрения. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Понятие философии. Жизненная мудрость и философия.
Роль философии в целостном самоопределении человека.
 Миф, религия и философия как типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения. Рождение философской мысли, ее предмет и темы.
Многообразие философских взглядов. Исторические типы философствования. Космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Основные этапы развития философии. Рационализм и иррационализм в философии. Философия и наука.
 Структура философского знания.
Место философии в культуре общества. Функции философии. Философия и искусство. Философия и педагогика.

Тема 1.2. Философия бытия. Диалектика бытия

Бытие как исходная первичная характеристика мира
Бытие и субстанция. Спор о материальной или духовной  природе субстанции. Материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм.
Проблема  единства мира как центральная в онтологии. Монизм, дуализм и плюрализм – основные варианты ее решения. Научные, философские и религиозные картины мира.
Материя и движение. Движение, изменчивость как условие многообразия в материалистической картине мира. Философское понятие движения. Проблема источника движения.
Принципы диалектики. Метафизика и релятивизм как альтернативы диалектике. Основные законы и категории развития. Единство и борьба противоположностей как источник развития. Изменения количественные и качественные. Соотношение понятий «движение», «развитие», «прогресс».
Основные формы движения материи, их соотношение.
Понятие закона. Законы природы и законы общества. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Механистический детерминизм, отрицание случайности, фатализм. Индетерминизм, волюнтаризм.
Пространство и время. Соотношение пространства, времени, движения и материи. Субъективистский подход к пространству и времени (Аврелий Августин, И.Кант, А.Бергсон). Объективистский подход к пространству и времени: субстанциональная концепция (Демокрит, И.Ньютон) и концепция реляционная (Аристотель, Г.Лейбниц, А.Эйнштейн). Традиционно выделяемые свойства физического пространства: объективность, всеобщность, протяженность, изотропность, однородность, трехмерность. Свойства физического времени: объективность, всеобщность, длительность, одномерность, необратимость и однородность. Пространство и время в физике микромира. Время социальное и психологическое. Пространство и время в мифологических и религиозных представлениях.

Тема 1.3. Философия сознания

Онтологический аспект проблемы сознания. Понятие сознания, проблемы его определения. Его отличие от других психических проявлений человека.
Гипотезы о происхождении сознания. Теория отражения.
Структура сознания. Познавательная, волевая и эмоциональная сферы сознания. Мышление, чувства, ощущения, интуиция. Установки сознания: экстравертная и интровертная. Сознание и самосознание.
Сознательное и бессознательное. Развитие психоаналитической философии: биологическая сущность бессознательного по З.Фрейду, культурная –  по К.Г.Юнгу, социальная – по Э.Фромму, «космическая» –  по С.Гроффу.
Мышление и язык. Основные функции языка. Язык как средство коммуникации и средство познания. Интеллектуальное развитие глухонемых детей. Проблемы искусственного интеллекта

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

1. Философия как особая форма общественного сознания. Философия и мировоззрение.
2. Основные типы философии. Этапы развития философского знания.
3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.
4. Возникновение философии и изменение ее предмета в истории человечества.
5. Значение философии для общества, ее основные функции. Философия и педагогика.
6. Структура философии
7. Понятия бытия, материи, сознания, субстанции, субстрата.
8. Мифологические, религиозные, научные и философские картины мира.
9. Альтернативные способы понимания единства  мира в восточной и западной философии, материализме и идеализме.
10. Проблемы изменчивости бытия. Философское понятие движения. Виды движения.
11. Диалектика, метафизика и релятивизм. Их исторические формы.
12. Детерминизм и индетерминизм в истории философии.
13. Социальные пространство и время. Психологические пространство и время.
14. Классические и неклассические трактовки бытия.
15. Проблема единства и многообразия мира в истории философии.
16. Философские проблемы движения, пространства и времени.
17. Диалектика  и ее альтернативы. Основные принципы, законы и категории диалектики.
18. Религиозные, научные и философские картины мира.
19. Понятие закона. Законы природы и общества
20. Объяснение феномена сознания и его происхождения в истории философии.
21. Структура сознания.
22. Феномен бессознательного. Основные концептуальные подходы.
23. Сознание и самосознание
24. Мышление и язык.

Терминологический минимум

Мировоззрение, философия, мифология, религия, основной вопрос философии, метод, онтология, гносеология, социология, этика, эстетика, антропология, аксиология, космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, аксиология, праксеология, рационализм, иррационализм.
Бытие, небытие, пустота, хаос, Брахман, Дао, становление, субстанция, субстрат, модус, материя, сознание, материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, эклектика, пантеизм, деизм, первотолчок, гилозоизм, панпсихизм, движение, развитие, прогресс, виды движения, диалектика, метафизика, механицизм, релятивизм, фатализм, волюнтаризм, детерминизм, индетерминизм, закон, причинность, динамические и статистические закономерности, пространство, время, субстанциональный подход, реляционный подход, изотропность
Ощущение, чувства, мышление, экстравертированность, интравертированность, самосознание, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, язык, символ, интенциональность.

Литература к  модулю I

1. Абрамова Н.Т., Воронин А.А., Михайлов Ф.Т. Самосознание и культура. – М.: Наука, 2009.
2. Васильев В.В. Трудная проблема сознания.  М.: Прогресс – Традиция, 2009.
3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европ. философии и науке.- М.: Прогресс – Традиция, 2006.
4. Гроф С. Области человеческого бессознательного: данные исслед. ЛСД . – М.: Изд-во Трансперсон. ин-та, 1994.
5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира. – М.: Ин-т трансперсон. психологии: Изд-во ин – та психотерапии, 2001.
6. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: учеб. пособие для пед. Спец. – М.: Логос, 2001.
7. Духавнева А.В., Столяренко,Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования–  Ростов н / Д.: Феникс, 2000.
8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г.  Философия: рационализм и материализм 21 века. – СПб и др.: Питер, 2007.
9. Космологические произведения в книжности Древней Руси/ Ин-т философии РАН. – СПб.: МiРЪ. Ч.1: Тексты геоцентрической традиции, 2008.
10. Ксенофонтов В.Н. Мир как состояние общества: учеб. пособие.- М.: РАГС, 2009.
11. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Избр. психол. тр./ А.Н.Леонтьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и специальностям "Психология", "Клин. психология". – М.: Смысл: Academia, 2004.
13. Маркс К. О диалектическом и историческом материализме: сборник / К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. –  М.: Политиздат, 1984. –  С. 83-94.
14. Мирская Л.А. Карл Густав Юнг.- М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006.
15. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания.- М.: Территория будущего, 2007.
16. Прист С. Теории сознания. – М.: Идея-пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000.
17. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. Юнг К.Г. О природе психе. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2002.
18. Тайны сознания и бессознательного: хрестоматия / сост. К.В.Сельченок. –  Минск: Харвест, 1998.
19. Фрейд З. Избранное: в 2 т. – М.: Моск. рабочий, 2000.
20. Хакен Г. Тайны природы: синергетика: учение о взаимодействии.- М.: Ин-т компьютер. исслед., 2003.
21. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1996.



Модуль 2. Философия познания

Тема 2.1. Как человек познает мир

Сознание и познание. Природа, основание и условия познания. Объект и субъект познания. Созерцательный и активно-деятельностный подход к познанию. Познание и практика, виды практики, опыт. Эмпиризм и рационализм в истории философии.
Методология познания. Проблема источника знания. Чувственная ступень познания. Эмпиризм, сенсуализм. Познание как отражение.
Мышление как проблема гносеологии. Рационализм, метод дедукции. Теория врожденных идей. Возможность априорного знания.
Соотношение чувственного и рационального познания.
Мистическое и догматическое познание в Средние века.
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понятие веры. Вера и знание.
Проблема истины. Истина и ее критерии. Концепции истины. Корреспондентская теория истины (Аристотель). Истина относительная и абсолютная. Природа познания и понимание истины в прагматизме.

Тема 2.2. Философия научного познания

Специфика науки как социального феномена. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Особенности научного познания, научной истины. Структура научного знания. Эмпирические и теоретические методы научного познания.
Наука и техника. Философия техники. Феномен техники. Формы и пределы ее воздействия на человека. Дискуссии о ее значении для человека. Культ научно-технического прогресса и его противники. Технократические утопии. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

1. Познание как предмет философского изучения.
2. Основные проблемы гносеологии и направления их решения в истории философии.
3. Чувственное и рациональное знание. Философские проблемы их понимания и соотношения.
4. Рациональное познание. Формы рационального мышления. Проблемы априоризма.
5. Рациональное и иррациональное в познании.
6. Познание и деятельность. Философское понимание опыта и практики.
7. Знание и реальность. Проблема истины в философии.
8. Вера и знание.
9. Познание и язык.
10. Наука как социальный феномен.
11. Наука как гносеологический феномен: структура, формы и методы познания.
12. Специфика  гуманитарного научного познания.
13. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
14. Познание и знание. Информационное общество и роль в ней производства и использования знаний.
15. Проблемы истины. Основные концепции истины.

Терминологический минимум

Познание, знание, мнение, вера, субъект, объект, майевтика, силлогистика, мистика, медитация, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, индукция, дедукция, гипотеза, теория, анализ, синтез, опыт, практика, моделирование, обобщение, формализация. теория врожденных идей, вещь-в-себе, вещь-для-нас, априоризм, интуитивизм, созерцательный материализм, методология, истина, абсолютная истина, относительная истина, корреспондентская теория истины, когерентная теория истины, сциентизм, антисциентизм.

Литература к  модулю II

1. Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. – М.: РОССПЭН, 2010
2. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для вузов. – Москва: Юрайт, 2010.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. –  М.: Наука, 1991.
4. Декарт Р. Рассуждение о методе. – М.: Изд-во АН СССР, 1953. –
      C. 17-24, 32-38.
5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: АСТ, 2002.
6. Истина в науках и философии/ ред. И.Т. Касавин, Е.Н. Князева, В.А. Лекторский. – М.: Альфа- М, 2010.
7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. –  М., 1993. –Лекция III, XVI, XVII.
8. История и философия науки: учеб. пособие для вузов ред. Ю.В. Крянев, Л.Е. Моторина.- М.: Альфа – М.: Инфра – М.:2012.
9. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г.  Философия: рационализм и материализм 21 века. – СПб и др.: Питер, 2007.
10. Кун Т. Структура научных революций. –  М.: АСТ, 2003.
11. Лекторский В.А. Эпистемология: перспективы развития. – М.: Канон+, 2012
12. Микешина Л.А. Философия познания. –  М.: Прогресс – Традиция, 2002.
13. Поппер К. Логика научного исследования. –  М.: Республика, 2005.
14. Рикер П. Память, история, забвение. –  М.: Изд-во гуманит . лит., 2004.
15. Cтепин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. –  М.: Прогресс – Традиция, 2000.
16. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов. –  М.: Гардарика, 1996.
17. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия / сост. А.А.Печенкина. –  М.: Логос, 1996.
18. Скоробогатов В.А. Феномен воображения: философия для педагогики и психологии: уч. пособие / В.А.Скоробогатов. – СПб, 2002.
19. Философия и методология науки: учеб. пособие для вузов / науч. ред. В.И. Купцов. – М.: Аспект пресс, 1996.
20. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия: синергетика как ключ к мозгу. – М., 2002.


Модуль 3. Социальная философия

Тема 3.1. Философия общества

Общество и природа. Проблема специфики  общественной жизни и взаимодействия общества и природы.
Общество как организм. Самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие и самодостаточность общества.
Общефилософские принципы изучения общества. Монизм и плюрализм в понимании общества. Идеализм и материализм в понимании общества. Категории общественного бытия и общественного сознания.
Проблема системности общественной жизни. Проблема выделения элементов общества. Многомерность общественной структуры и  сложность выражающего ее категориального аппарата.
Общество как совокупность субъектов. Антропологический подход к исследованию общества. Общество как совокупность социальных групп: теория классов и теория страт. Устойчивые социальные общности. Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская теории демократии.
Общество как совокупность отношений между субъектами. Общество как совокупность институтов.
 Сферы  социальной деятельности. Различные   подходы к выделению основных сфер жизнедеятельности общества.
Сфера материального производства в жизни общества, ее качественное отличие от других сфер. Способ производства: производительные силы и производственные отношения. Гипотеза о падении роли сферы материального производства в «постиндустриальном обществе».
Философские проблемы собственности. Общественная и частная собственность. Защита и отрицание частной собственности в истории философии.
          Философия права и политики. Концепция гражданского общества и правового государства в Новое время; политика как концентрированная экономика в марксизме.  Государство, проблемы его происхождения, предназначения и перспективы существования. Государство и гражданское общество.
Общественное сознание. Обыденно-практический и систематизированный уровни общественного сознания. Основные формы общественного сознания. Сфера духовного производства. Наука. Искусство. Религия.

Тема 3.2. Философия истории. Будущее человечества

Особенности и проблемы познания исторического процесса по сравнению с познанием природы. Направленность и смысл истории.
Концепции линеарного развития. Развитие общества как деградация и как прогресс. Прогресс как смена общественно-экономических формаций у К.Маркса. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество у Д.Белла. Разочарование в техническом прогрессе.
Концепции циклического развития общества (Аристотель, Д.Вико, Н.Данилевский, О.Шпенглер, П.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби, Л.Гумилев). Культурологический и цивилизационный подход. Различия восточных и западных цивилизаций.
Место и роль России в мировом историческом развитии.
Будущее человечества. Прогнозы и утопии.

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

1. Основные философские подходы к пониманию общества. Проблема системности общественной жизни.
2. Общество и природа. Познавательные, технические, философские и ценностные отношения людей к природе. Возможность участия человека в эволюции Вселенной.
3. Общество как совокупность социальных групп. Проблемы общественного неравенства.
4. Общество как совокупность сфер жизнедеятельности. Принципы их выделения и  специфика  каждой из них
5. Философия экономики. Сфера материального производства.
6. Философия права и политики.
7. Философия религии.
8. Философия искусства.
9. Проблема направленности и источников изменения общества.
10. Место и роль России в мировом историческом развитии.
11. Будущее общества. Прогнозы и утопии.
12. Линеарная концепция развития общества. Гипотеза прогресса. Проблема источника и стадий развития общества в истории философии.
13. Цивилизационный подход к развитию общества. Концепции Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева.
14. Глобальные проблемы современности.

Литература к  модулю III

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. –  М.: Канон, 2002.
2. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности . – М.: Изд-во филос. о-ва СССР, 1990. –  С.1-89, 177-210.
3. Бердяев Н.А. Русская идея. –  М.: АСТ: Фолио, 2004. –  С. 42-76, 102-129, 191-214.
4. Болотоков В.Х. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины 20 века: уч. пособие для вузов. –  М.: Гелиос АРВ, 2002.
5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1989.
6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –  М.:АСТ, 2003.
7. Дьюи Д. Общество и его проблемы. –  М.: Идея – пресс, 2002.
8. Ермалавичюс Ю.Ю. Стратегия будущего. – М.: Б.И., 2012.
9. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для гуманитарно-социальных спец. вузов. –  М: Владос, 2004.
10. Макиавелли Н. Государь. –  М.: Эксмо, 2004.
11. Маркс К. О диалектическом и историческом материализме: сборник. – М.: Политиздат, 1984.
12. Маркузе Г. Разум и революция. – СПб: Владимир Даль, 2000.
13. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс лекций. –  М.: Аспект пресс, 1999.
14. Поппер К. Нищета историцизма. –  М.: Прогресс, 1993.
15. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М.: Культ. инициатива, 1992.
16. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии: учеб. пособие для вузов / сост. В.И Гараджа., Е.Д.Руткевич –  М.: Аспект-Пресс, 1996.
17. Рузавин Г.И. Основы философии истории: учебник для вузов. –  М.: ЮНИТИ, 2001.
18. Сергейчик Е.М. Философия истории. – СПБ, 2002.
19. Сорокин П.А. О русской общественной мысли. – СПб: Алетейя, 2000.
20. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.
21. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге 21 века / Э.Тоффлер. –  М.: АСТ, 2003. – С. 31-43, 570-573.
22. Утопический социализм: хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина. – М.: Политиздат, 1982.
23. Философия истории: Антология: Учеб. пос. для гуманитариев. –  М., 1995.
24. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З.Фрейд. Избранное: в 2 кн. –  М: Моск.рабочий. –  2000. –  Кн 2.
25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. –  М.: АСТ, 2003.
26. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца / А.Л.Чижевский. –  М.: Мысль, 1995. –  776 с.
27. Шпенглер О. Закат Европы: очерки мифологии мировой истории: в 2 т. – М.:Айрис-пресс, 2006
28. Юнг К.Г. Современность и будущее. –  Минск: Университетское, 1992.
29. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.


Модуль 4. Философия человека и его ценностей

Тема 4.1. Философская антропология

Человек как философская проблема. Человек и смысл его бытия в истории человечества и истории философии.
 Стертость личного начала, слияние с вечностью, с Богом, с общностью и т.д. как  идеал восточной культуры.. Человек как микрокосм в ранней греческой философии. Человек как самостоятельная ценность у Сократа. Человек как душа и тело у Платона. Человек как общественное животное в философии Аристотеля. Человек как образ и подобие Бога в христианской антропологии. Проблема свободы воли у Августина Аврелия. Индивидуалистическая трактовка человека в философии Возрождения. Гедонизм Л.Валлы. Идея человека у Фичино и Пико делла Мирандолы. Человек-машина Нового времени. Определяющая роль разума в философии Просвещения. Марксистское понимание сущности человека как совокупности общественных отношений; концепция отчуждения. Идея сверхчеловека у Ф.Ницше. Человек в психоанализе. Бытие-в-мире в экзистенциализме. Человек деятельный в прагматизме. Человек играющий (Х.Ортега-и-Гассет, И.Хейзинга). Одномерный человек Г.Маркузе.
Соотношение биологического и социального в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Человек, общество, культура. Личность и массы. Роль личности в истории. Человек как духовное существо.
Концепции предопределения и судьбы человека. Понятие свободы человека и его эволюция. Свобода в классической и неклассической философии. Свобода и ответственность.


Тема 4.2. Философская аксиология

Понятие ценности. Понятия ценности и истины как форм выражения разных типов отношений. Вера в ценность научной истины как продукт эпохи. Ценность и полезность. Совпадение и расхождение ценностей и утилитарной оценки. Ценность и удовольствие.
Становление ценностного отношения. Преобразование избирательного отношения животного в ценностную ориентацию человека. Процесс аксиогенеза как процесс субъектогенеза. Групповая форма субъектности в первобытном обществе. Синкретический характер архаических ценностей. Разложение первобытной общины и выделение индивидуального субъекта. Появление модификаций ценностного сознания.
Правовые ценности. История возникновения права. Специфика правового регулирования. Государственная власть как власть отчужденная. Общественный порядок как основная юридическая ценность государства. Права, регламентирующие меру свободы и несвободы личности в данной социальной системе. Законопослушание как ценность. Преступность как антиценность.
Политические ценности как результат разделения социума на социальные группы. Политические ценности, вырастающие из эмоционального восприятия индивидом интересов и идеалов общности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина. Сверхличностность политических ценностей. Значение политических ценностей для укрепления единства общности, разрушение ими единства макрообщности. Соотношение политических и общечеловеческих, политических и правовых ценностей. Разрушение старой правовой системы новым властвующим классом.
Религиозные ценности, чисто религиозное и общечеловеческое в них. Притязания  религиозного сознания на обладание абсолютными общечеловеческими истинами. Свобода вероисповедания и свобода совести. Проблемы преодоления межконфессиональных различий. Идеи духовно-религиозного «всеединства». Возможности идеологического единства на социальной основе.
Нравственные ценности: добро, благородство, справедливость, самоотверженность, альтруизм и т.д. Утверждение ценности человека как человека, а не как члена социальной группы. Ценность внутреннего импульса, духовной мотивации поступка. Отличие нравственной оценки от утилитарной. Золотое правило нравственности. Совесть как духовное орудие нравственной оценки. Любовь как стремление  к достижению единства с другим человеком. Уважение как признание самоценности другого человека. Долг как проявление уважения к самому себе. Противоречия ценностей индивида и коллектива. Свобода личности и коллективизм.
Экзистенциальные (смысложизненные) ценности. Проблемы смысла жизни, вытекающие из экзистенции – движения от рождения к смерти. Эвдемонизм, гедонизм, ригоризм. Проявление экзистенциальных ценностей в бытии эпохи, народа, класса и т.д. Смысложизненные ценности в искусстве, религии, нравственности, идеологии. Поиски универсального общечеловеческого смысла жизни. Ценность жизни и ценность смерти. Трансцендентный и имманентный подход к смыслу жизни.
Художественная ценность как интегральное качество произведения искусства. Сочетание эстетических, нравственных, политических, религиозных, экзистенциальных ценностей. Апологетика «чистого», т.е. эстетического искусства. Инвариантные признаки художественности.
Патриархальная и матриархальная системы ценностей. Ценности феминистского движения. Ценностные доминанты мужчин и женщин как выражение потребностей  биологических и социальных систем в двух механизмах: регулирующем отношении со средой (динамизм, обновление, изобретение новых видов деятельности) и  регулирующем внутреннее состояние системы (стабильность, покой, порядок, гармония, традиция).
Ценность личностного начала, отдельности, отделенности и свободы человека. Трагедия индивидуализма и эгоизма. Противоположное стремление к потере индивидуальности, слитности с народом, Богом, Космосом, соборности. Поиск путей органического соединения ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества.
 Иерархия ценностей как динамическая структура. Смена ценностных доминант в истории человечества и взрослении и развитии  человека.

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

1. Человек  как философская проблема в истории человечества.
2.  Проблема антропосоциогенеза. Трудовая и игровая концепция
3.  Человек как непосредственное проявление  космических сил. Русский космизм о коэволюции человека и космоса.
4.   Человек как биологическое и социальное существо. Проблема антропосоциогенеза.
5. Человек как личность. Генезис личностного начала в истории.
6. Человек как духовное существо. Человек и Бог.
7. Жизнь и смерть человека. Возможности достижения бессмертия.
8. Человек в системе социальных связей. Социальная среда и ее роль в формировании человека.
9. Психоанализ, марксизм, экзистенциализм о влиянии общества на человека. Проблема границы возможного воздействия социума на личность.
10. Проблема свободы человека. Классическое и неклассическое понимание свободы человека.
11. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость. Роль личности в истории.
12. Понятие ценности.
13. Становление ценностных отношений в истории общества
14. Обоснование ценностных приоритетов в истории философии (Античности, Средних веков, Нового времени, Просвещения, немецкой классической философии, марксизме, неклассической философии  и т.д.)
15. Правовые и политические ценности.
16. Религиозные и нравственные ценности. Экзистенциальные ценности.
17. Эстетические и художественные ценности.
18. Система ценностей в образовательном процессе.

Терминологический минимум

Человек, индивид, личность, микрокосм, антропосоциогенез, гедонизм, эвдемонизм, ригоризм, отчуждение, необходимость, случайность
Ценность, утилитарность, аксиогенез, патриотизм, гражданственность, свобода совести, нравственность, этика, добродетель, нравственная норма, категорический императив,  добро, зло, справедливость, эгоцентризм, эгоизм,  альтруизм, долг, совесть, честь, счастье, смысл жизни, экзистенциальные ценности, эстетика, искусство, художественный образ, прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, низменное.

Литература к  модулю IV

1. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий. История моих бедствий. – М.: Республика, 1992
2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: учеб. пособие для вузов. –  М.: Академия. 2001.
3. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. – М.:Академкнига, 2002.
4. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. – М.: АСТ, 2003.
5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – Харьков.: Фолио; М.: АСТ, 2002
6. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. –  М.: Универ. кн., 2000.
7. Гуревич П.С. Философская антропология: учеб. пособие для вузов .– М.: Nota Bene, 2001.
8. История этических учений: учебник для вузов/ ред. А.А.Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003.
9. Каган М.С. Философская теория ценности. –  СПб.: Петрополис, 1997.
10. Камю А.. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990
11. Кьеркегор С. Страх и трепет: этич. трактаты. – М.: Республика, 1993.
12. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. –  М.: Политиздат, 1991.
13. Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество / Сост. А.Лактионов. – М.: АСТ, 2004.
14. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества.- М.: АСТ, 2003.
15. Мирская Л.А. Карл Густав Юнг.- М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006.
16. Моторина Л.Е. Философская антропология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высш. шк., 2003.
17. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб: Наука, 2009
18. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь Мир, 2000.
19. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория искусства: учеб. пособие. – М.: Изд. дом междунар. ун-та в Москве, 2006.
20. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исслед. по истории морали. – М.: Прогресс, 1987.
21. Федоров Н.Ф. Философия общего дела: в 2 т. –  М.: Аст, 2003.
22. Фигуры Танатоса: искусство умирания / под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. –  СПб.,1998.
23. Франкл В. Воля к смыслу. –  М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2000.
24. Фромм Э. Иметь или быть? –  М.: Прогресс, 1990.
25. Фромм Э. Бегство от свободы; человек для себя. –  М.: АСТ, 2004.
26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ-ЛТД.
27. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. –  М.: АСТ, 2004.
28. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения. –  М.: Политиздат, 1991.
29.  Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // А.Шопенгауэр. Избр. соч. –  М., 1992.
30. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. –  Т. 20.
31. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. –  М.: Прогресс,  1996.

 СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

1. Философия и мировоззрение.Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.
2. Философия как особая форма общественного сознания. Структура философии.
3. Основные типы философии. Этапы развития философского знания.
4. Основные функции философии. Философия и педагогика.
5. Концепция бытия как фундамент философской картины мира. Понятия бытия, материи, сознания, субстанции, субстрата. Классические и неклассические трактовки бытия.
6. Проблема единства и многообразия мира в истории философии. Альтернативные способы понимания единства  мира в восточной и западной философии, материализме и идеализме.
7. Проблемы изменчивости бытия. Философское понятие движения. Виды движения. Диалектика, метафизика и релятивизм. Их исторические формы. Детерминизм и индетерминизм в истории философии.
8. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы, законы и категории диалектики.
9. Философское понятие пространства и времени. Варианты их понимания в истории философии и науки. Социальные пространство и время. Психологические пространство и время.
10. Философское понятие сознания. Объяснение феномена сознания и его происхождения в истории философии и современной науке.
11. Структура сознания. Познавательная, эмоциональная и волевая сферы. Ощущение, чувства, мышление и интуиция. Экстравертная и интравертная направленность сознания.
12. Феномен бессознательного. Основные концептуальные подходы.
13. Познание как предмет философского изучения. Основные проблемы гносеологии и направления их решения в истории философии.
14. Познание и знание. Информационная цивилизация и роль в ней производства и использования знаний.
15. Чувственное познание. Его понимание в традициях сенсуализма, эмпиризма, трансцендентализма и феноменализма.
16. Рациональное познание. Формы рационального мышления. Проблемы априоризма.
17. Чувственное и рациональное знание. Философские проблемы их понимания и соотношения.
18. Познание и деятельность. Философское понимание опыта и практики.
19. Знание и реальность. Проблема истины в философии. Основные концепции истины.
20. Рациональное и иррациональное в познании.
21. Основные философские подходы к пониманию общества
22. Общество и природа. Познавательные, технические, философские и ценностные отношения людей к природе. Возможность участия человека в эволюции Вселенной.
23. Общество как организм. Общественное бытие и общественное сознание. Система общественных отношений. Подсистемы общества: базис и надстройка, сферы общественной жизни.
24. Сфера материального производства. Ее роль в жизни общества и структура. Философские проблемы собственности. Философские проблемы техники.
25. Социальная структура общества. Общество как совокупность социальных групп. Теория классов и теория страт. Проблемы общественного неравенства.
26. Политическая сфера общества. Проблемы власти и государства в истории философии. Насилие и ненасилие в обществе.
27. Сфера духовного производства.
28. Общество как исторический процесс. Основные подходы к историческому процессу. Возможность и действительность, необходимость и случайность в общественном процессе.
29. Линеарная концепция развития общества. Гипотеза прогресса. Проблема источника и стадий развития общества в истории философии.
30. Цивилизационный подход к развитию общества. Концепции Данилевского, О.Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н.Гумилева.
31. Место и роль  России в мировом историческом развитии.
32. Будущее общества. Прогнозы и утопии. Глобальные проблем современности.
33. Человек как философская проблема. Изменение представлений о человеке в истории философии.
34. Антропосоциогенез. Генезис личностного начала в истории.
35. Человек и космос. Религиозный, естественно - научный и философский космизм.
36. Человек – индивид – личность. Биологическое и социальное в человеке. Антропологический и социологический подход к соотношению общества и человека.
37. Проблема антропосоциогенеза. Трудовая и игровая концепция.
38. Человек в системе социальных связей. Социальная среда и ее роль в формировании человека. Психоанализ, марксизм, экзистенциализм о влиянии общества на человека. Проблема границы возможного воздействия социума на личность.
39. Проблема свободы человека. Классическое и неклассическое понимание свободы человека.
40. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость. Роль личности в истории.
41. Понятие ценности. Ценность и истина. Ценность и полезность. Ценность и удовольствие.
42. Возникновение и развитие системы ценностей в истории человечества.
43. Обоснование ценностных приоритетов в истории философии.
44. Различные виды ценностей. Их динамика и иерархия. Проблемы формирования ценностей личности.
45. Экзистенциальные ценности. Ценности и смысл человеческого бытия.
46. Соотношение ценностей личности и общества. Свобода человека: ее ценность и границы.
47. Право как форма регуляции общественной жизни. Правовые ценности.
48. Религия как элемент общественной и духовной жизни. Религиозные и светские ценности. Принцип свободы совести.
49. Нравственность и нравственные ценности. Экзистенциальные ценности.
50. Эстетические и художественные ценности. Искусство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий