суббота, 28 ноября 2015 г.

ДВ История русской философской мысли


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина по выбору «История русской философской мысли» относится к вариативной части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 2 зачетных единицы.
Подготовка бакалавра невозможна без определенного уровня развития личности. Именно общекультурное развитие определяет мотивацию личности  и  направленность ее социального воздействия. Актуальность курса обусловлена необходимостью хорошей общегуманитарной подготовки. Изучение предлагаемого курса  должно обеспечить компетентность студентов в области  проблематики русской философской мысли: содействовать развитию у студентов способности к самостоятельной творческой работе в сфере профессиональной деятельности; формировать широкую эрудицию, способствовать пониманию процессов, протекающих в социокультурном пространстве России, современных социокультурных проблем.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание раздела
Темы лекций
Темы семинарских занятий
Тема 1.1. Проблема начала русской философии и периодизации ее истории
Тема 1.2.Философская мысль в русской культуре XI – XVI вв.
Тема 1.3. Русская философия XVII -  XVIII вв.
1.1. Начало русской философии
1.2. Философская мысль в русской культуре XI – XVI вв.
1.3. Русская философия XVII -  XVIII вв.


Темы семинарских занятий
Тема 2.1. Философское самоопределение национального сознания в категориях «Запад – Россия»
Тема 2.2 Философичность русской художественной литературы
Тема 2.3. Философия Соловьева  В.С.
Тема 2.4. Экзистенциальные  идеи в русской философии
Тема 2.5. Социальная философия 19-го – 20-го вв. Спор о «русской идее».
Тема 2.6. Философия русского космизма
Тема 2.7. Философия русского зарубежья 2.1. Спор славянофилов и западников о судьбе России. Н.Я. Данилевский. К.Н. Леонтьев. Почвеничество.
2.2. Философичность русской художественной литературы
2.4. Экзистенциальные  идеи в русской философии
2.5. Социальная философия 19-го – 20-го вв.
2.6. Философия русского космизма


СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ

Раздел 1. История русской философии и национальное своеобразие русского философского мышления

1.1. Подготовка к семинарским занятиям
Тема: Начало русской философии
План: Проблема начала русской философии и периодизации ее истории. Идеалы национального духовного творчества. (София Премудрость Божия, доктрина «Москва – Третий Рим», град Китеж и Беловодье, Святая Русь). Особенности российского философствования: интуитивность, вненаучность формы, ориентация на нравственные проблемы и т.д.
Тема: Философская мысль в русской культуре XI – XVI вв.
План: Историософские идеи в древнерусской книжности (Иларион Киевский «Слово о законе и благодати»). Исихазм  и нестяжательство (Нил Сорский, Максим Грек). Политические идеи (учения о царской власти). Иосифлянство (Иосиф Волоцкий).Полемика царя Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Тема: Русская философия XVII -  XVIII вв.
План: Западноевропейское влияние в отечественной мысли XVII в. Тема просвещения человеческого разума в восточнославянской мысли XVII в. Антропологические идеи в русской мысли XVII в. Русская философия XVIII в.: рационализм эпохи Просвещения и «сердечная философия». Натурфилософия М.В. Ломоносова. Философия Г.С. Сковороды. Радикальный демократизм А.Н. Радищева.

1.2. Темы докладов и презентаций по 1 разделу (2 ч.)

1. Предмет и основные проблемы изучения истории отечественной философии
 Общая характеристика проблематики русской философии.
2. Проблема начала русской философии.
3. Восприятие философии в восточнохристианской традиции. Философия как мудрость.
4. Историософские идеи в древнерусской книжности.
5. Отношение к античной философии в древнерусской книжности.
6. Учения о царской власти в произведениях древнерусских книжников.
7. Этические идеи в произведениях древнерусской книжности.

Раздел 2. Русская философия XIX - нач. XX вв

2.1. Подготовка к семинарским занятиям
Тема:Спор славянофилов и западников о судьбе России. Н.Я. Данилевский. К.Н. Леонтьев.
План: П.Я. Чаадаев о судьбе России. Западничество и революционный демократизм. Обоснование самобытности русского духовно – исторического процесса славянофилами.Теория локальных культурно – исторических типов. «Византизм» К.Н. Леонтьева. Почвеничество.
Тема: Философичность русской художественной литературы
План: Философская поэзия 18-го - 19-го вв.: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Н.В. Гоголь. «Почвеничество» и христианский гуманизм Ф.М. Достоевского. Богатство философских идей Л.Н. Толстого. Н.Г. Чернышевский.
Тема: Социальная философия 19-го – 20-го вв.
План:  Субъективная социология народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Анархизм ( М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачев). Марксизм в России. Ленинизм.
Тема: Экзистенциальные  идеи в русской философии
План: Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева. Иррационализм
Л.И. Шестова. С.Л. Франк о духовных основах жизни.
Тема: Философия русского космизма
План: Космические мотивы в поэзии В.Ф. Одоевского, А.В. Сухово – Кобылина, Ф.И. Тютчева, М. Волошина, В.С. Соловьева, А.Л. Чижевского. Религиозно – философский космизм Н.Ф. Федорова.  Космические идеи в творчестве В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Естественно-научное направление космизма. Теософская и антропокосмическая философия: Е.П. Блаватская, Н.К. Рерих.

2.2. Терминологический минимум (Диктант) (2 ч.)

Автотрофность, агиократия, антрополатрия, архетип, Богочеловечество, византизм, закон и благодать,  западничество, имманентное воскрешение, историософия, латинствующие и грекофилы, космизм, мистика, ноосфера, «Москва – третий Рим», обычное право, ойкономия, полноорганность, рационализм, русская идея, русский путь, славянофильство, соборность, София, схоластика, теократия, эгалитаризм.

2.3. Темы докладов и презентаций по 2 разделу (2 ч.)

1. Роль Киево-Могилянской академии в русской культуре XVII – нач. XVIII вв.
2. «Человек эпохи перемен» - образ человека в произведениях русской литературы XVII в.
3. Тема просвещения человеческого разума в восточнославянской мысли XVII в.
4. Г.С. Сковорода: философия как руководство к жизни.
5. Русская философия в эпоху Просвещения.
6. Проблема человека в произведениях Д.И. Фонвизина.
7. П.Я.Чаадаев об исторической судьбе России
8. Проблема человека в произведениях П.Я. Чаадаева.
9. Философия истории в России
10. Славянофилы о России и Европе
11. Учение о соборности в сочинениях славянофилов
12. Общая характеристика философии В.С. Соловьёва
13. Богочеловечество в произведениях В.С. Соловьева
14. Историческая миссия России в произведения В.С. Соловьева
15. Теократическая утопия в произведениях В.С. Соловьева
16. Преподавание философии в российских университетах XVIII – XIX вв.
17. Преподавание философии в духовных академиях XVIII – XIX вв.
18. Петрашевцы.
19. Русская идея в журнале «Время».
20. Взаимоотношение и связь бога и мира в творчестве Ф.М. Достоевского.
21. Искушения «русского пути» в произведениях Ф.М. Достоевского.
22. Историософия К.Н.Леонтьева.
23. К.Н. Леонтьев об особенностях европейского прогресса
24. Византизм К.Н. Леонтьева
25. Восприятие закона в русской мысли от Средневековья к Новому времени.
26. Осмысление восприятия права в русской традиции. В.Е. Вальденберг.
27. Философия права П.И. Новгородцева.
28. Философия общего дела Н.Ф. Федорова.
29. Феномен русского космизма.
30. Космическая философия К.Э. Циолковского.
31. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
32. Философия Льва Шестова



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список основной и дополнительной учебной литературы
Барулин В.С. Основы социально – философской антропологии/В.С. Барулин. – М.: Академкнига,2002.- (Новая философская серия). – 456 с.
Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – (Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ) (Идентификатор библиотеки ЧГПУ – 188530; 161431).
Губин В.Д. Философская антропология: учеб пособие для вузов/ В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, 2008.- 399 с.
Гуревич П.С. Философская антропология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Nota bene, 2001. - 456 c.
Золотухина – Аболина Е.В. Философская антропология: учеб пособие для вузов/ Е.В. Золотухина – Аболина. – М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006. – (Учебный курс). – 232 с.
Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Ильин В.В.  Философская антропология: учеб. пособие/ В.В. Ильин– М.: КДУ, 2008.- 231 с.
Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Лань, 2007. – 372 с.
Подорога В.А. Феноменология тела: введ. в филос. антропологию: Материалы лекц. курсов 1992 – 1994 гг./ В.А. Подорога.– М.: Ad. Marginem. 1995. – (Философия по краям: Международная коллекция современной мысли: Литература. Искусство. Политика).–(Серия «1/16) – 339 с.
Столяренко В.Е. Антропология – системная наука о человеке: учеб. пособие для вузов/ В.Е. Столяренко, Л.Д. Столяренко. Ростов н/Дону: Феникс.2004.- (Высшее образование). - 379 с.
Хмелевская С.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хмелевская С.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 223 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.


Проверочный тест по истории русской философии

1 уровень
1. Автором работы "Революция и государство" является:
a) Ткачев
b) Ленин
c) Радищев
d) Нил Сорский
2. Теория перманентной революции создана:
a) Троцким
b) Лениным
c) Сталиным
d) Плехановым
1. Принцип гелиотераксии был разработан:
a) Чижевским
b) Муравьевым
c) Андреевым
d) Умовым
2. Учение о человечестве как о новой геологической силе планеты разработано:
a) Вернадским
b) Чижевским
c) Циолковским
d) Лениным
3. Автор работы "Этногенез и биосфера Земли":
a) Гумилев
b) Вернадский
c) Соловьев
d) Анненков
4. Автор работы "Земное эхо солнечных бурь":
a) Чижевский
b) Вернадский
c) Циолковский
d) Булгаков
5. Автор "Философии свободы":
a) Бердяев
b) Соловьев
c) Булгаков
d) Ленин
6. Основоположник русского космизма:
a) Федоров
b) Леонтьев
c) Толстой
d) Циолковский
7. Византизм как ключевое понятие используется в трудах:
a) Леонтьева
b) Данилевского
c) Бердяева
d) Владимира Мономаха
8. Творцом теории культурно-исторических типов является:
a) Данилевский
b) Леонтьев
c) Розанов
d) Гумилев
9. Автором высказывания "Чувство мести - это чувство раба, чувство вины - это чувство господина" является:
a) Бердяев
b) Булгаков
c) Ильин
d) Флоренский
10. В труде «Слово о Законе и Благодати»  метафора Закона и Благодати используется как антитеза:
а) Кормчей книги и Русской правды
б) Ветхого и Нового заветов
в) Повести временных лет и Сказания о Дракуле
11.Философия, в которой тема Родины определяет еѐ специфику:
а) русская;
 б) французская;
в) немецкая;
г) английская;
д) греческая.
12.Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем произошли в :
 а) ХI – ХVII вв.;
б) ХV – ХVI вв;
в) ХII – ХIV вв.;
г) ХI – ХV вв.;
д) ХI – ХVI вв.
13. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в:
а) ХVII в.;
б) ХIV в.;
в) ХV в.;
 г) ХVI в.;
д) ХVIII в.
14. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса:
а) западничество;
 б) атеистическое;
в) теологическое;
г) философия космизма;
д) декабристское.
15. Первичный фактор, обусловливающий историческую деятельность народа в славянофильстве:
а) вера;
 б) воля;
 в) возможности;
 г) способности;
д) потребности.
16. Представители революционно-демократической идеологии:
а) Белинский;
 б) Герцен;
в) Бакунин;
г) Аксаков;
д) Самарин;
е) Радищев.
1 7. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государства, способную обеспечить целостность и устойчивость России:
а) консерватизм;
б) космизм
 в) либерализм;
г) западничество;
 д) демократизм.
18. Течение русской философской мысли, ставящее в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого:
а) космизм;
б) западничество;
в) славянофильство;
г) консерватизм;
д) либерализм.
19. Основная проблема, рассматриваемая Фѐдоровым в его учении:
а) бессмертия;
 б) познания;
в) сознания;
г) бытия;
 д) природы.
20. Представитель русского комизма, первым выдвинувший идею «овладения» космосом:
 а) Фѐдоров;
 б) Циолковский;
в) Чижевский;
г) Флоренский;
д) Вернадский.

2 уровень

1. Учѐный, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса:
 а) Чижевский;
 б) Циолковский;
 в) Вернадский;
г) Флоренский;
д) Фѐдоров.
2. Русский философ ХIХ в., считавший религиозную веру выше разума:
а) Соловьѐв;
 б) Фѐдоров;
в) Огарѐв;
г) Бакунин;
д) Чернышевский.
 3. Источник абсолютного добра, по Соловьѐву:
а) Бог;
б) человек;
в) общество;
г) природа;
 д) познание.
4. Представитель религиозно-идеалистической философии, разрабатывавший учение об идеальности бытия – софиологию:
 а) Булгаков;
б) Розанов;
в) Шестов;
г) Бердяев;
д) Флоренский.
5. «Человек любит прежде всего самого себя». Подчѐркивал эгоизм человека как базовое качество человека и разработал теорию «разумного эгоизма»:
а) Чернышевский;
 б) Данилевский;
в) Герцен;
г) Белинский;
 д) Соловьѐв.
6. Чернышевский продолжил учение:
а) Фейербаха;
б) Канта;
в) Гегеля;
д) Герцена.
7. «Вольтером ХIХ века» называли:
а) Герцена;
б) Белинского;
в) Хомякова;
г) Киреевского.
8. Суть крестьянского социализма Герцена в том, что:
а) сельская община («мир») с еѐ здоровой трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества;
 б) сельская община настолько патриархальна, отстала в своѐм развитии от достижений цивилизации, что не в состоянии двинуть российское общество вперѐд;
в) человек вправе обладать «самодержавной независимостью» и поэтому подчинение его обществу есть своего рода жертвоприношение;
г) невозможно создать новое общество на основе мирского схода, совместного труда, общего быта.
 9. «Философию общего дела « развивал:
а) Фѐдоров;
б) Соловьѐв;
в) Вернадский;
г) Гумилѐв.
10. Идея воскрешения мѐртвых из частиц праха как дело, ведущее к преодолению всякой вражды принадлежит:
а) Фѐдорову;
б) Гумилѐву;
 в) Вернадскому;
 г) Чижевскому.
 11. Не «вписываются» в следующую логическую цепочку фамилий русских философов взгляды:
а) Бердяева;
 б) Гумилѐва;
в) Вернадского;
г) Фѐдорова;
 д) Соловьѐва.
 12. Соловьѐв относился к различным направлениям христианства  следующим образом:
а) церкви должны быть объединены;
б) только в православии пребывает полнота христианства;
в) он предпочитал всем конфессиям католицизм;
г) эта проблема не имела для него значения.
13. Лосский называл свою систему:
а) интуитивизмом;
б) экзистенциализмом;
в) всеединством;
г) позитивизмом;
д) персонализмом.
14. Для русской философии нехарактерно:
 а) стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов;
 б) разработка философских проблем исключительно в теоретической форме;
в) русская философия неразрывно связана с реальной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, политических, правовых манифестов, обращений и т. п.;
 г) в русской философии большое место занимают проблемы политики, политической жизни;
д) тяга к религиозности, которая вытекает из стремления к целостности;
е) антропоцентризм: в центре еѐ (философии) интересов всегда стоит человек, его судьба и поиск смысла жизни.
15.Главная тема философии Шестова:
 а) трагическая сущность человеческого бытия, постоянство человеческого страдания;
б) свобода человеческого творчества;
в) этизация космоса и космизация морали, неотъемлемость бесконечной красоты мира от красоты человеческого духа;
 г) защита рациональных начал жизни, силы разума, отрицание религиозной веры и сверхчеловеческой свободы.
 16.Антроподицея у Бердяева – это:
 а) оправдание человека в творчестве и через творчество;
б) утверждение бессилия человека в трагических обстоятельствах его существования;
в) идеализация русских самобытных начал, проповедь национальной исключительности России;
г) идея о том, что возрождение мира совершено Богом совместно с человеком, который также выразил идею гуманности.
17. Лосский развивал тезис о(об):
а) интуиции как целостном знании, охватывающем и разум, и чувства, и волю, постигающем саму сущность жизни;
б) отсутствии индивидуализма в русском народе, о наличии в нѐм коллективистских начал;
 в) силе человеческого разума;
 г) соборности как религиозном коллективизме.
18. «Философией любви» называют творчество:
 а) Соловьѐва;
 б) Шестова;
 в) Бердяева
г) Лосского;
д) Булгакова.
 19. Антиинтеллектуалисты подвергли критике:
 а) закон тождества;
 б) закон исключѐнного третьего;
в) закон достаточного основания;
г) закон противоречия.
20. Исходным принципом всей христианской философии Флоренский объявил принцип:
 а) антиномизма;
б) всеединства;
в) космизма;
г) консерватизма;
д) мистицизма.
3 уровень
1. Народы живут лишь могучими впечатлениями, которые оставляют в их душе протекшие века, да общением с другими народами. Вот почему каждый отдельный человек проникнут сознанием своей связи со всем человечеством.
Что такое жизнь человека, говорит Цицерон, если память о прошлых событиях не связывает настоящего с прошедшим! Мы же, придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существованию. Каждому из нас приходится самому связывать порванную нить родства. Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе. Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это — естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда. Так как мы воспринимаем всегда лишь готовые идеи, то в нашем мозгу не образуются те неизгладимые борозды, которые последовательное развитие проводит в умах и которые составляют их силу. Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего; все их знание — в их внешнем быте, вся их душа — вне их. Именно таковы мы. ( П.Я. Чаадаев).

Вопросы : 1. Из какого произведения взят этот отрывок?
1. Как объясняет П.Я. Чаадаев, почему у России нет внутреннего развития?
2. В чем П.Я. Чаадаев видит особенность российского развития?
2. Не владеть над нами, душа, поставлены звезды, но они устроены для того, чтобы просвещать воздушное пространство во мраке ночи и показывать время: мореплавателям —для безопасного плавания, а земледельцам — для возделывания земли. Если же насильственным влиянием звезд одни бывают любителями добродетели, а другие — последователями зла, — тогда как всякого блага начало есть вера в Бога Истинного, а всякого зла последнейшее зло есть неверие, — то никакого осуждения не заслуживают те, которые нечествуют против Бога, равно как никакой награды и благодати не получат от Бо¬га те, которые благочестно чтут Его. Ибо и то и другое бывает не произвольно, а по принудительному влиянию звезд, по которому одни влекутся к благочестию, а другие — к неверию. Какое же после этого значение будет иметь Божественное изречение: Нуждницы восхищают Царство Небесное? Также: "И пойдут одни в нетленную жизнь, а другие в огненные муки преисподней?" Ибо то, что делается поневоле, одинаково не заслуживает ни награды, ни наказания, будет ли то доброе или злое… (Максим Грек).

Вопросы: 1. Из какого произведения взят этот отрывок?
2. Почему, с точки зрения автора, астрология не совместима с христианством?
3. В каком случае доброе и злое не заслуживают ни награды, ни наказания?

3. Две основные  (или две возможные? или две в историй наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение” и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).
При первой концепции движения остается в тени  с а м о движение, его  д в и г а т е л ь н а я  сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции  главное внимание устремляется именно на познание источника „с а м о"движения.
Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна.  Т о л ь к о  вторая дает ключ к „самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к „скачкам", к „перерыву постепенности", к „превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового (В.И.Ленин).

Вопросы: 1. К какому разделу философии принадлежит исследуемая в данном отрывке проблема?
2.Как характеризуется в данном отрывке диалектическая концепция развития?
3. Как характеризуется метафизическая концепция развития?






Комментариев нет:

Отправить комментарий